Клады Беларуси сами выходят из-под земли.
Монеты здесь просто вымывает из-под земли во время дождя. И серебро времен Великого Княжества Литовского, и голландские золотые дукаты, и византийские деньги. И российские – времен Екатерины Великой, Александра и Николая Второго. А еще рыцарские шлемы. Венчальные кольца. Старинные пуговицы…Спрятаны они не глубоко – 70-80 сантиметров. Обычно - в глиняных кувшинах, железных сосудах или в мешках из ткани…. Могилевская – область – самая восточная область Беларуси. И часть ее районов, вплотную прилегающих к России, – истинный Клондайк. Прекрасным летним утром мы отправились искать клад. Не с чемоданом, как кот Матроскин, а с видеокамерой, микрофоном и оператором в нагрузку. Задание у нас такое от редакции было – клад найти….это предыстория.
Районный музей города Климовичи. Старинная княжеская усадьба, резные наличники…К слову сказать, Климовичи примечательны двумя явлениями – крупнейшим в республике ликероводочным заводом и международным фестивалем детского творчества «Золотая пчелка». Вне фестиваля город впадает в глубочайшую спячку….Директор музея спала на втором этаже в апартаментах княжны Мещерской. Встретила нас старший научный сотрудник – милая девушка с романтической фамилией Эверс. «Клады? Конечно, у нас есть клады. Вот они, монеты. За стеклом!» «На территории нашего района было найдено 3 клада. Первый – в 1804 году. Там насчитывалось 1815 древних монет. Это были динарии – монеты древнего Рима. Он считался крупнейшим кладом на территории Беларуси. Хранился в придворном казначействе в Петербурге», рассказала Дарья. «Следующий клад у нас нашли в деревне Старый Дедин в 1926 году. Местный житель Трофим Дугудков пахал свой участок земли и нашел 2 глиняных кувшина с неизвестными монетами. Односельчане Павел и Александр Прудниковы об этой находке написали в газету «Белорусская Веска». Это письмо переслали в Академию наук, после чего монеты были доставлены в Минск. Было установлено, что в этих горшках хранились 204 древние монеты: 201 дирхем, 2 динария и 1 византийский милиариссий. Этот клад позволил определить рождение деревни Дедин. Сотрудники Академии наук установили, что этот клад был закопан между 980-985 годами. 985 год и стал годом рождения этой деревни. Сейчас судьба клада не известна. Хранился он в госмузее в Минске, но после Великой отечественной войны пропал бесследно. А здесь у нас находится самый последний клад. Найден он был Ольгой Карасевой, в деревне Милославичи. Она нашла его на своем приусадебном участке…..»
«Хотите - ищите, что найдете – ваше». Ольга Карасева приглашает нас в свой огород. Вот только мы в картофельной ботве ничего не находим. А самой хозяйке дома как всегда везет. Она сразу находит монету: «Вот и монетка. Оплавленная она. Это восьмисотый год. Смотрите, как она в огне расплавилась – половина только осталась», - хозяйка «клондайка» протягивает мне монетку. То, что нам, людям неискушенным в кладоискательстве, показалось чудом, для нее – привычная повседневная находка. Так уж в жизни получается, что старина сама плывет к ней в руки. «Я всегда чувствую, где есть. Меня тогда тянет на это место», - рассказывает Ольга. Дом, в котором уже 3-й год живут Карасевы, относительно новый. А вот место – старое, и окутано оно настоящей мистикой. По словам Ольги, это - не утерянные монеты. Есть версия, что когда шло строительство, здесь копали котлован и сдвинули пласт земли в огород. По одной из версий, стояла на этом месте корчма и керосиновая лавка. Загорелась лавка, а с нею вместе и корчма сгорела. Потому и монеты почти все оплавленные.
«Люди, которые живут здесь много-много лет, говорят, что здесь и то было, и то было, и евреи жили, и какой-то пан жил, и церковь стояла, и торговые ряды деревенского кирмаша проходили», - продолжает рассказ хозяйка, - «Говорят, что в доме этом, в котором сейчас живем, трагически погибли муж с женой». Но Ольга Карасева- женщина решительная, и в мистику не верит. Верит лишь историческим фактам: «Здесь, на этом месте, одну монету нашла 1724 года – на самом краю огорода. А основная масса вот здесь найдена. А туда, под малину, не ходите. Там только кости человеческие выкапываю…». Есть и находки последней войны. Жили два года Карасевы на авиабомбе – и даже не подозревали: «Лошадь запахивала и лишнего немного траву припахала», - рассказывает Ольга, - «А потом попала и вилами на металлическое что-то. Все эпохи здесь собраны. Военный хирургический чемоданчик 18-го века нашла, передала в областной музей» Куда же отправляются находки Карасевой? Ну, с бомбой – понятно. А все эти пуговицы, серебряные ложки, старинные монеты, осколки керамики балтских племен? Спрашиваем о ценности этих монет, их стоимости, – хозяйка дома удивленно пожимает плечами: «Я как-то не интересовалась. Во-первых многие монеты –не читаемые. …Я просто испытываю радость, когда их нахожу. Почему – не знаю. Может потому, что это связано с историей. Эпоха другая». Местные жители настолько привыкли к своим находкам, что просто меняются друг с другом. Нет у вас екатерининского пятачка? – можно выменять. К примеру, на 2 копейки серебром времен Александра Первого. Между тем, за екатерининский пятак, который принесли Ольге Карасевой соседи, в конце 18 века можно было купить корову. Не смогли назвать нам даже приблизительную ценность найденных в Милославичах кладов и в Климовичском краеведческом музее. Проштудировав интернет, удалось выяснить, что, например, российские нумизматы на интернетаукционах предлагают за такую медную екатерининскую монету около 2-х с половиной тысяч российских рублей. Цена на александровские и николаевские копейки варьируется в пределах полутора тысяч тех же, российских денег.
В народных поверьях клад – это нечто одухотворенное. Говорят, он вспыхивает над землей огоньком или выходит на поверхность в виде человека или животного. И опекают клады потусторонние силы – полевики, лесовики, багники, кладники. Чтобы их нейтрализовать, ключом для открытия тайника могли послужить «выгорок» - обожженная лучина, «кутны» - коренной зуб повешенного, свеча из жира человека, или восковая, стоявшая в изголовье покойника. И все-таки овладение злым кладом неизбежно оборачивалось бедствиями не только для того, кто его нашел, но и его близких. Добрые же клады даются только добропорядочным людям. Это можно было бы считать фольклором, если бы не факты. Отец и сын Нечипоровы находили клады дважды. А миллионерами так и не стали. Поэтому, не исключено, и третий клад к ним, как к людям добропорядочным, из-под земли выйдет. Искать живого свидетеля, пенсионера Николая Нечипорова, державшего в руках один из самых крупных кладов Великого Княжества Литовского, мы отправляемся в деревеньку Усполье Мстиславского района. И находим практически сразу, на лавочке возле старенького дома. Здесь же и жена его, и соседка. Рассказывают о «происшествии» с юмором, по-народному: «Ну, пахал я на дизеле и оборвался у меня винт в тракторе. Плуги опали вниз и пошел пахать глубже. Я без внимания. На завтра пошел на свое поле - нейкия копейки валяются. Не пойму. Принес во двор, эти жалезки – говорю, клад нашел». Дело было в 1997 году. По словам Николая Ефимовича, в «акрайке типа жестяной банки» были серебряные деньги. «На што я буду астауляць? Куды мне яго деваць? Я дажэ не знал – што такое. Пакуда у музеи не сказали, што эта серабро», - вспоминает дед Коля. Бабушка Оля подхватывает разговор. Если бы не она – выбросил бы дед эти железки на свалку: «Государственные достояния. Старинные. Мы ж видим, 500-х гадов. Дед етый сагроб. Я яму – адняси штук сколька, пакажы у музеи. А ен – «буду я насицца» – сагроб у бумагу. Я яму – давай хоць памыем ад грази». Все не успели подобрать, рассказывают Нечипоровы. Набежали дети, местные жители. Хватали, кто сколько мог. О ценности найденного клада узнали позже, когда отнесли 294 монеты в Мстиславский районный музей. Сейчас этот клад хранится в банковской ячейке, в Мстиславле, среди других особо ценных предметов. За этот клад Николай Нечипоров получил в 1997 году вознаграждение от музея – 200 тысяч белорусских рублей. А вот предыдущий клад сыну Саше в 1972 году только удалось подержать в руках. Выло ему тогда лет восемь. Возвращался из школы с одноклассником и недалеко от деревни, под корнями большого дерева нашел кувшин, полный золотых монет. Клад был на столько тяжелый, что дети вдвоем не смогли его поднять. Побежали в школу, позвали директора. Тот, добрая душа, помог детям и забрал сокровища в школу. Пообещл, что теперь все октябрята Милославичей будут ездить в город стрелять в тир…. И уехал к родственникам, в Прибалтику. А через три месяца вернулся на новой машине и уволился.
Принес ли клад счастье ушлому педагогу – история умалчивает. У Нечипоровых своя, народная мудрость: «Мы родились старцами и до смерти старцы. Зачем оно нам?. Это достояние государственное».
Проникшись темой государственного достояния, мы отправились в подвал банка, где для нас вскрыли ячейку с кладами Мстиславской земли. Большинство этих предметов, а их здесь 308, принесли местные жители, рассказала старший научный сотрудник Мстиславского районного историко-археологического музея Валентина Тимошкова. Есть здесь серебряная лампадка, золотой оклад для иконы, венчальный перстень 17-го века в виде двух соединенных рук – нашли его просто в огороде и принесли в музей. А вот - самый ценный экспонат коллекции. Золотой дукат 1652-го года. Родом – из Нидерландов. Найден, в отличие от остальных, научным методом – при раскопках. В 1990 году историк Олег Анатольевич Трусов проводил раскопки на территории Кармелитского костела. И студенты нашли эту монету. «Очень редкая монета. Даже примерно не можем назвать стоимость»,- рассказала Валентина Тимошкова,- «Сейчас многое изменилось. Раньше все найденное несли в музей. А в наше время стараются тихонько продать. Несколько лет назад принесли в музей рыцарский шлем средневековый. За две бутылки водки отдали директору музея. Эксперты оценили его в несколько десятков тысяч евро. А недавно нашли такой же – и продали кому-то из скупщиков, тысяч за пять условных единиц»…
Клад – от древнерусского слова «сокровище». Само это понятие не случайно означает нечто сокровенное. Клады нашей земли все еще ждут своего часа на дне рек и озер, в мрачных подземельях или пещерах, в курганах или под валунами, в руинах церквей и замков, под вековыми деревьями. Да вот только даются в руки они не всем. «Закопал клад – закопал покой», - гласит народная мудрость, - «А решишь клад найти – и свой покой утратишь»))))
Anna Lappo
10.11.2011
http://gidepark.ru/community/1851/content/841254
Клады Беларуси сами выходят из-под земли.
Модератор: Захар