Цена ломаного гроша
Монолог нумизмата, пожелавшего остаться безымянным
Коллекция моего знакомого коллекционера насчитывает несколько тысяч монет. Большинству из них более ста лет, но есть и такие, что разменяли свое первое тысячелетие. "Ты давно машину купить мечтаешь, - как-то сказал я ему, - продай свои денежки, наверняка вырученной суммы на шестисотый "мерин" хватит!"
Мой знакомый тогда очень обиделся, сказал, что у современного обывателя сложилось неправильное представление о нумизматах. Мол, все думают, что коллекционер - это Корейко эдакий, сидит на копях золотых и чахнет над своим богатством. На самом деле нумизматика - это даже не хобби, это состояние души, и менять свою коллекцию на "какой-то там "Мерседес" - святотатство. Знакомый предложил встретиться, поговорить, только с одним условием - никаких имен в материале упоминаться не будет.
На встречу Владимир (будем называть моего собеседника так) пришел не с пустыми руками. Только присели мы на лавочку в тихом месте - достал два маленьких пластиковых пакетика, в каждом из них - по монетке. Сказал, что на примере этих двух экземпляров можно объяснить, что такое нумизматика, и понять, что иногда творится в душе коллекционера.
Первая монетка была не похожа даже на обыкновенный денежный знак: так, какой-то бесформенный кусочек металла. Свое замечание по этому поводу я не преминул озвучить. Владимир обиделся уже второй раз
: - Между прочим, этой "железке" около двух с половиной тысяч лет! Современные нумизматы называют ее "дельфином" из-за его характерной формы. Подобные рыбки "плавали" в финансовом море причерноморских греческих полисов, а выпускал их город Ольвия в VI - V столетии до нашей эры. А теперь я расскажу тебе самое интересное... Как ты думаешь, за сколько я купил этот древний раритет? Два года назад он обошелся мне в 5 долларов. Причем это не удача, это реальная цена. Такие монеты находят сотнями в Причерноморье, их море на пляжи выносит. В Крыму, допустим, рынок ими уже переполнен. Вот и привозят "дельфинов" периодически на продажу в Беларусь.
Вторую монету знакомый моего собеседника купил несколько лет назад совершенно случайно, тоже за 5 долларов. Ничего примечательного, как казалось вначале, она собой не представляла - обыкновенный серебряный шиллинг Ливонского ордена 1540 года. Только спустя несколько месяцев нумизмат заметил, что надписи на монете необычные, как будто с ошибками. Обратился к специалисту. Тот, как только увидел странный экземпляр, так сразу и сел: "Этого момента я ждал полжизни..." И рассказал удивительную историю.
Как-то, копаясь в архивах, он наткнулся на переписку двух чиновников Ливонского ордена. Один из них предупреждал своего сотоварища, что на рынках города появились подозрительные полоцкие торговцы, которые расплачиваются фальшивыми монетами. Самое удивительное, что фальшивки тоже серебряные, мало того, в некоторых из них содержание драгоценного металла было даже больше, чем в оригинале. Торговцев вскоре арестовали. Под пытками они признались: фальшивых шиллингов у них в Полоцке осталось много.
Именно эту подделку и мечтал увидеть ученый.
Сразу во всех концах Беларуси были осведомлены "агенты" - знакомые нумизмата, которые помогали ему в поиске раритетных экземпляров. В результате импровизированного расследования стало ясно: на территории Беларуси, а скорее всего и во всем мире, есть чуть больше десяти таких монет. Получалось, что невзрачная и рядовая на первый взгляд монетка оказалась бесценной.
- Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? - нравоучительно поднял палец мой собеседник. - Как говорят в народе: "Не все золото, что блестит". Лучше всего подходит эта пословица к нумизматике. В моей коллекции нет раритетов, подобных фальшивому шиллингу. Но некоторые экземпляры могут стоить несколько десятков, может, даже сотню долларов. В России и в Европе их оценили бы на порядок выше. Но я не хочу их продавать и уж тем более не желаю, чтобы они "уплыли" из страны. Монетный фонд у нас и так беднеет год от года.
Легенды о баснословных деньгах, которых стоят нумизматические раритеты, преувеличены. Хотя... Объясню лучше на еще одном примере - это реальная история. Как-то житель деревни под Минском решил прогуляться по берегу реки Менки. Прогулка эта оказалась, мягко говоря, удачной: он нашел внушительный клад арабских серебряных дирхемов. О своей находке счастливчик никому не сказал - ни государственным чиновникам, ни друзьям. Однажды только высыпал горку серебра перед знакомым историком из России на полчаса. Тот, поверхностно осмотрев сокровища, очень высоко оценил монеты. Клад действительно имел большое историческое значение, да и стоил он немало.
Если бы владелец этого клада пришел в ДК железнодорожников, место постоянной тусовки коллекционеров, то продал бы каждую монетку долларов по пять. Кажется, мелочь, но представь, что дирхемов у него штук 200... Круглая сумма в результате получается. Она была бы во много раз больше, если бы клад был продан целиком где-нибудь на Западе, на аукционе. Только это уже явный криминал. В результате клад лежит сейчас у мужчины. Продавать его, вывозить "за кордон" он не собирается. Сдавать государству официально - тоже не желает. Получается, что клад этот повис в воздухе. Такая ситуация - явление нередкое. Действительно ценные вещи в руках коллекционеров дожидаются порой своего часа. Что это будет за час - зависит только от совести нумизмата. Нередко, в конце концов, раритеты попадают в руки государства.
А теперь представь, что в ДК железнодорожников приходит человек, в нумизматике ничего не понимающий, но одновременно горящий желанием заняться собирательством. Попадется ему прохвост и "впарит", к примеру, "дельфина" долларов за 50, аргументируя это тем, что монета древняя. Так оно и есть! Но древняя - не значит редкая. "Нагреться" на монетах недобросовестный нумизмат может только таким образом, и чаще всего так рождается миф о богатстве коллекционеров.
http://www.sb.by/print/post/38188/
Дата публикации: 21.08.2004
Цена ломаного гроша
Модератор: Захар